Память – наше всё: свойства памяти и методики её поддержания

Что такое память? Какие виды памяти бывают? Как работают воспоминания? Почему мы не помним ничего до 3-4 лет? Что можно сделать, чтобы улучшить нашу память и поддерживать ее в хорошем состоянии до старости? Отвечаем на все эти вопросы в нашей новой статье о памяти.

Память – это способность кодировать, хранить и извлекать информацию. По длительности хранения информации память можно разделить на три вида:

  • Сенсорная
    Содержит ощущения от того, что прямо сейчас воспринимается разными органами чувств и хранит их в течение нескольких секунд. В основе этого вида памяти лежат электрические процессы в клетке, воспринимающей сенсорную информацию.
  • Кратковременная
    Хранит информацию от нескольких секунд до нескольких минут и может передавать в долговременную память. Она связана с передачей импульсов между клетками нервной системы.
  • Долговременная
    Может сохранять неограниченный объем информации в течение продолжительного периода, от нескольких дней до всей жизни. Задействует работу генетического аппарата и изменяет процессы в нервной клетке1, 2.

Кроме того, долговременную память можно разделить на два типа по осознанности извлечения воспоминаний:

  • Декларативная
    К ней относятся семантическая память, связанная с общими фактами и знаниями и эпизодическая, включающая события жизни человека, его автобиографию. Обычно информация запоминается осознанно, в вербальной форме. Человек может легко извлечь и изложить словами такие воспоминания. У пациентов с амнезией повреждается именно декларативная память. В образовании долговременной декларативной памяти основную роль играет височная доля коры больших полушарий.
  • Недекларативная
    К этому типу относятся навыки, привычки, рефлексы, внутренние установки. Чаще всего запоминание происходит неявно и неосознанно, в невербальной форме. Именно этот тип памяти задействуется, когда человек учится ездить на велосипеде или ходить. Формируется недекларативная память с помощью мозжечка, полосатого тела, лимбической системы, неокортекса3.

Обучение с помощью системы декларативной памяти происходит быстро, может быть достаточно ознакомиться всего лишь раз с информацией, чтобы её усвоить. Однако повторение увеличивает эффективность обучения и легкость, с которой информацию можно извлечь. Наоборот, обучение, связанное с недекларативной памятью, медленное, требует множества повторений механического действия или многократных столкновений со стимулом. Но после запоминания информации новые навыки могут быстро реализоваться без участия сознания.

Как люди запоминают события и извлекают эти воспоминания?

В целом, процесс запоминания связан с формированием связей между нейронами или изменения характера взаимодействия этих клеток друг с другом. Для того, чтобы активировать какое-то воспоминание, обычно необходим триггер, запускающий переживание заново. Процесс вспоминания – это не просто извлечение зафиксированной информации, а реконструкция происходившего события. Поэтому обстоятельства момента вспоминания или воображение могут влиять на память или даже изменять ее4.

Почему мы не помним события из детства?

Считается, что автобиографическая память отсутствует или сильно недоразвита до 5-7 лет. Традиционно это объясняется тем, что у маленьких детей отсутствуют самосознание и субъективное Я, имеющее личный взгляд на происходящие события и оценивающее их. В таком возрасте дети не могут понять, что источником их опыта является нечто, происходившее в прошлом. Также предполагается, что они не способны мысленно путешествовать во времени и заново переживать те или иные моменты. Невозможно сформировать нормальную автобиографическую память и тогда, когда нет понимания концептов времени и места, еще недостаточно развиты язык и умение рассказывать. Тем не менее, невербальные тесты показывают, что младенцы способны запоминать место, время, обстоятельства и даже причины событий5.

Как же улучшить свою память и поддерживать её хорошее состояние до старости?

  • Повторять действие или информацию, которые необходимо запомнить
  • Концентрироваться на том, что вы изучаете
  • Обращать внимание на разные аспекты информации или действия
  • Использовать разные органы чувств для запоминания
  • Объяснить себе важность того, что вы учите
  • Поощрять себя в процессе обучения
  • Спать достаточное количество часов
  • Делать физические упражнения
  • Расширять границы своих когнитивных возможностей: учиться музыке, танцам, новым языкам
  • Постоянно тренировать свои когнитивные способности независимо от возраста6,7,8.

1. Zlotnik G, Vansintjan A. Memory: An Extended Definition. Front Psychol. 2019;10:2523. Published 2019 Nov 7. doi:10.3389/fpsyg.2019.02523

2. Purves D, Augustine GJ, Fitzpatrick D, et al., editors. Neuroscience. 2nd edition. Sunderland (MA): Sinauer Associates; 2001. Temporal Categories of Memory. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK10948/

3. Brem AK, Ran K, Pascual-Leone A. Learning and memory. Handb Clin Neurol. 2013;116:693-737. doi:10.1016/B978-0-444-53497-2.00055-3

4. Buchanan TW. Retrieval of emotional memories. Psychol Bull. 2007;133(5):761-779. doi:10.1037/0033-2909.133.5.761

5. Bauer PJ. Development of episodic and autobiographical memory: The importance of remembering forgetting. Dev Rev. 2015;38:146-166. doi:10.1016/j.dr.2015.07.011

6. Dresler M, Sandberg A, Bublitz C, et al. Hacking the Brain: Dimensions of Cognitive Enhancement. ACS Chem Neurosci. 2019;10(3):1137-1148. doi:10.1021/acschemneuro.8b00571

7. Deveau J, Jaeggi SM, Zordan V, Phung C, Seitz AR. How to build better memory training games. Front Syst Neurosci. 2015;8:243. Published 2015 Jan 9. doi:10.3389/fnsys.2014.00243

8. McDaniel MA, Bugg JM. Memory Training Interventions: What has been forgotten?. J Appl Res Mem Cogn. 2012;1(1):58-60. doi:10.1016/j.jarmac.2011.11.002